четверг, 3 мая 2012 г.

Жемчуг всегда прав? Pearl is always right?


Мы знаем, что жемчуг - первое из известных людям драгоценных украшений. Уже десятки тысячелетий жемчуг покоряет человечество своей нежной красотой. Я обожаю жемчуг! И всегда обожала!

По происхождению можно выделить два вида жемчуга:
Природный («дикий») жемчуг - образовавший­ся в результате случайного попадания инородного тела в тело моллюска из среды его обитания. Жем­чужины природного происхождения не продаются в ювелирных магазинах. Сегодня купить их можно только на аукционах или у частных коллекционе­ров за «астрономические» суммы.
Культивированный жемчуг - образовавшийся в результате искусственного внесения человеком ядра-затравки. Промышленное производство впервые было налажено в Японии в 1893 году благодаря уникальному открытию Кокичи Микимото. Эта технология применяется до сих пор. Японский способ отличается тем, что в моллюск через надрезы подсаживается не простая песчинка или предмет из инородного материала, а перламутровый шарик, получаемый из ткани другого моллюска. После "операции" моллюска возвращают в естественный водоем, где он выращивает свое сокровище.


Культивированный жемчуг
Ошибочно считать культивированные жемчужины искусственными. Процесс культивирования жемчуга - сложный и тонкий процесс, занимающий до 3-8 лет. Люди, выращивающие жемчуг, практически лишены возможности как-либо влиять на процесс и результат роста жемчужины, и не могут знать, как будет выглядеть готовая жемчужина, а также не могут ручаться за то, что моллюск его не отторгнет её раньше времени. Далеко не все выращенные жемчужины соответствуют установленным стандартам качества - в этом рискованном бизнесе довольно высокий процент брака. Конечный результат главным образом зависит только от природы.
Сегодня 99 % процентов жемчуга на мировом ювелирном рынке составляет культивированный жемчуг. Культивированный жемчуг – это также натуральный жемчуг, так как он выращивается в естественных условиях в устрицах-жемчужницах, но только под контролем и с помощью человека.
Существуют два основных способа выращивания жемчуга – ядерный (в раковину помещают ядро-затравку; метод используется для получения морского жемчуга) и безъядерный. Второй способ более недорогой и получил наибольшее распространение при культивировании пресноводного жемчуга, в особенности на территории Китая.
Вот первый способ. Сначала выбирается жемчужница-донор. Чаще всего это молодая жемчужница с хорошей мантией – то есть перламутровой оболочкой. Жемчужница-реципиент должна иметь хорошо развитую гонаду (так называется репродуктивная железа, выделяющая перламутр). Раковину с ней открывают плоскогубцами, а затем осуществляют тонкую хирургическую операцию: специальными инструментами в мягкой ткани делают разрез и вставляют в него трансплантат – часть мантии жемчужницы-донора. Рядом с ним помещают шарик 6-9 мм в диаметре, извлекаемый из двустворчатого пресноводного моллюска. После этого жемчужница отправляется обратно в лагуну, где в спокойствии проводит еще два года. Это самое опасное время: она может погибнуть или выбросить ядро (тот самый шарик) – вероятность этого весьма высока. Если все проходит без осложнений, через несколько лет получается жемчуг.

Из внешних плюсов здесь - идеальная поверхность жемчужины, т.к. перламутр тонким слоем нарастает на ровном искусственном шарике. Реальная толщина перламутра на таком жемчуге - от 0.2 до 1 мм. Такая 10-миллиметровая жемчужина вырастает всего за год (!). Натуральным такой жемчуг можно назвать лишь с большой натяжкой. Когда берешь его в руку, он моментально нагревается, как любой кусок пластмассы - даже неопытный человек сразу отличит настоящий, увесистый и холодный, жемчуг от его невесомого, легко прогревающегося пластикового подражателя.
Преимущества другого способа выращивания жемчужин заключается в том, что при достаточно маленьком ядре-пещинке и продолжительном росте культивированный жемчуг ни в чем не уступает, а часто и превосходит природный – по размеру, по цвету.

На сегодняшний день большинство пресноводных жемчужин, размер которых не превышает 8-9 мм выращивается по безъядерной технологии, где в качестве ядра-затравки используется пещинка перламутра, взятая из самой ракушки.
Культивированный жемчуг, в свою очередь, делится на пресноводный и морской, в зависимости от места обитания моллюска.

Пресноводный или речной жемчуг
Пресноводный или так называемый "речной" жемчуг растет в пресной речной или озерной воде, даже на бывших рисовых полях в Китае. Поля залиты водой, и там сложился очень комфортный для моллюсков микроклимат, в котором они быстро размножаются и вынашивают прекрасные жемчужины. "Жемчужные фермеры" постоянно контролируют температуру воды, ее состав и pH. Пресноводный жемчуг очень популярен благодаря разнообразию формы, цвета и размера. Встречаются размеры от 2 до 8 мм, тем не менее, средний размер составляет от 4 до 6 мм. Абсолютно редкий размер пресноводных культивированных жемчужин составляет более 10 мм.
Пресноводные жемчужины, в противоположность жемчужинам соленой воды, не имеют ядра. Исключение - это жемчужины, размер которых превышает 10 мм. Если прошло 1,5 года, жемчужина достигает примерно 3 мм. Через 3 года она может достигнуть уже 7 мм. Более 7 мм пресноводные жемчужины будут только тогда, если подождать ещё 4 года. Встречаются следующие цвета: белый, кремовый, цвет шампанского, оранжево-розовый, лиловый, светло-фиолетовый и коричневый.

Пресноводный жемчуг дешев­ле морского из-за того, что пресноводный моллюск значительно крупнее морского и способен одновре­менно вырастить до 20-30 жемчужин, морской же, как правило, только одну. Производство пресновод­ного жемчуга сосредоточено в Китае на реке Хуанхэ, озере Тайху и Винлинг (провинция Зейянг). Китай занимает первое место по выращиванию жемчуга в мире. Китайский объем производства жемчуга - это более 90 процентов мирового объема производства жемчуга.

Морской жемчуг
Морской жемчуг ценится больше, чем пресноводный. Как правило, жемчужины имеют достаточно правильную форму, хороший блеск. Скорость роста морского жемчуга выше скорости роста речного. Из одной раковины-жемчужницы извлекают обычно не более одной, реже трех жемчужин, хотя известны и уникальные примеры так рекордом является найденная в Японском море раковины рода Птериа, в которой на площади 25 см2 обнаружено 620 жемчужин.
Морской жемчуг выращивают на аналогичных фермах, только в открытом море. Соленая морская вода придает жемчугу особенный оттенок и чуть более ровный цвет, нежели пресная - поэтому он и ценится выше. Но здесь есть одно "но": в открытом море очень трудно уберечь моллюсков от штормов и перепадов температуры воды. При изменении температуры всего на 2 градуса организм моллюска начинает вырабатывать слабую кислоту, которая моментально разъедает верхний слой жемчужины - она, само собой, от этого мутнеет и начисто теряет блеск. Таким образом, жемчужные фермеры часто за 1 день теряют результат многолетнего труда. Поэтому, для сокращения времени производства жемчуга, в наши дни на большинстве морских ферм применяют ядро-затравку.
Самыми популярными видами морского культивированного жемчуга: Акойя и жемчуг Южных морей.
Культивированный жемчуг Акойя выращивают в морях на юге Японии. Наилучший урожай жемчуга Акойя собирают в конце осени – начале зимы. В это время жемчужина приобретает наилучший блеск.

Имитации жемчуга
Помимо натурального и культивированного жемчуга существуют и другие, более хитроумные виды. Например, мейб-жемчуг – искусственно созданный. Технология его изготовления такова: к внутренней поверхности створки моллюска прикрепляют пластмассовый купол (ядро). Спустя 6-12 месяцев образовавшуюся жемчужину высверливают снаружи со створкой раковины. Затем из жемчужины удаляют ядро – остается полая оболочка. Она тонируется или окрашивается изнутри краской или матричным перламутром. После этого перламутровая оболочка заполняется эпоксидной смолой и, наконец, сверху закрывается матричным перламутром. Конечно, мейб-жемчуг, внутри которого находится эпоксидная смола, гораздо дешевле, чем настоящий.
Нельзя не упомянуть и об имитациях. Еще в XV-XVI веках индейцы научились изготавливать шарики из перламутра, похожие на жемчужины, или глиняные шарики, которые после обжига в слюде напоминали жемчуг. Перламутр добывали, соскабливая его со створок раковин моллюсков. Нынешние технологии предусматривают применение различных материалов. Это может быть стекло, пластик, перламутр, алебастр, другие синтетические и природные материалы или их смеси. Например, производство имитаций жемчуга Майорика включает несколько строго соблюдаемых технологических уровней. В результате процесса, сходного с природным формированием жемчуга, алебастровое ядро слой за слоем покрывается перламутровой эссенцией. Ее получают при переработке морских органических элементов – проще говоря, из чешуи рыб. После каждого покрытия будущий жемчуг просушивается, полируется и на него наносят следующий слой эссенции – и так до тех пор, пока мастера не удостоверятся в достаточной толщине слоя, блеске и сиянии.

Ну и, наконец, синтетический жемчуг, который как бы вовсе и не жемчуг. Делают его все кому не лень различных форм и размеров. Стоит недорого.

Как отличить искусственный жемчуг от настоящего
«Народные» методы:
  • с высоты 30-50 см уронить жемчужину на гладкую твердую поверхность. Природный жемчуг благодаря своей высокоплотной структуре будет скакать по поверхности как шарик от пинг-понга, в то время как искусственный жемчуг почти не подпрыгнет
  • сделать в листе абсолютно непрозрачного материала отверстие чуть меньшего диаметра чем исследуемая жемчужина. Приложив жемчужину к отверстию, поднести лист к сильному источнику света (лампа 100 Вт) таким образом, чтобы жемчужина оказалась между этим источником и наблюдателем. Можно различить сравнительно тонкий светящийся слой (до 2 мм) перламутра и темное ядро затравки культивированной жемчужины
  • если поместить жемчужину в сильное электромагнитное поле, то натуральная останется неподвижной, тогда как культивированная повернется и займет определенное положение (ориентация вдоль силовых линий поля)
  • считается, что в ультрафиолетовых лучах культивированный жемчуг флуоресцирует зеленым светом, а природный - голубым
  • посмотрев через 10-кратную лупу в отверстие в жемчуге (если оно есть) можно увидеть раздел между ядром и поверхностным слоем в виде тонкой темной полоски - перед вами жемчуг культивированный
  • вокруг отверстия в культивированном жемчуге часто видны сколы (он мягче природного)
Научные методы:
  • с помощью рентгеновских лучей: на корректно сделанной фотографии у культивированной жемчужины обычно видна разделительная полоса между ядром и выращенным слоем (в безъядерном культивированном жемчуге видны полости в центре)
  • с помощью радиографии: у культивированной жемчужины обычно видна разделительная полоса между ядром и выращенным слоем (в безъядерном культивированном жемчуге видны полости в центре)
  • метод погружения: в жидкость плотностью 2,7 кладут жемчужины – настоящий жемчуг не тонет
  • микроскоп: у культивированного жемчуга и настоящего чешуйчатая поверхность, у имитаций – нет. 
Как ухаживать за жемчугом.
На жемчуг отрицательно влияют высокая температура, повышенная влажность, значительная яркость света и загрязненность воздуха. При правильном хранении жемчуг не теряет своей красоты в течение многих сотен лет.
Прежде всего, чтобы жемчуг не старел, его необходимо носить. При достаточно частом ношении жемчуг подвергается непрерывному воздействию потовых желез (пот имеет слабокислую реакцию). Это значительно замедляет процесс обезвоживания жемчуга и способствует растворению выветренных его слоев, которые постепенно удаляются, а жемчужина сохраняет свой блеск. Изделия из жемчуга требуют особенно бережного ухода.
Камень следует оберегать от нагрева и открытого пламени (так как он содержит два процента воды, то он может потрескаться и потерять свой блеск). Берегите его от воздействия кислот, абразивов, испарений и косметических средств. Ювелиры чаще всего «оживляют» жемчуг, обрабатывая его слабым раствором соляной или уксусной кислоты.
В домашних условиях жемчуг чистят в слабом мыльном растворе. Можно его также потереть картофельным крахмалом, что удаляет излишнюю влагу и загрязнения.
Не следует хранить жемчужины в слишком влажном и сухом месте, долго держать их на солнечном свете. Перед купанием украшения из жемчуга рекомендуется снимать. Следует избегать попадания на жемчуг духов, масел, клея.

40 см - 45 см - 60 см - 90 см - 120 см.

Подобно мировым рынкам бриллиантов и золота, рынок жемчуга имеет свои механизмы регулирования. В основном этот контроль осуществляется японским правительством и касается главным образом японского жемчуга. Хотя производители южных морей сами контролируют цены на свой продукт, они зависят от цен на японский жемчуг, а те, в свою очередь, от стабильности курса йены. Единственная неконтролируемая территория – речной жемчуг.
Тридцать процентов производимого в Японии жемчуга в Японии же и продаётся, что обеспечивает стабильность рынка. Шестьдесят процентов – это остальной мир. Покупатель номер один – Америка. Номер два – Европа, где первые места балансируют между Италией и Испанией.
Европейский рынок сейчас меняется: ещё 3-4 года назад были востребованы большие объёмы менее дорогого жемчуга, сейчас же рынок принимает более престижный жемчуг, хотя и не в таких количествах, как раньше. В Лондоне в настоящее время идет мощная рекламная компания. Основную работу выполняет фирма Тиффани, которая сделала уникальную вещь – открыла жемчужный магазин, наполненный только жемчугом. По Лондону передвигаются двухэтажные красные автобусы, украшенные рекламой, где написано: «Жемчуг – это новый лучший друг девушек». Поверьте, если мода дошла до Англии, то вы опоздали, потому что Лондон – самый последний город, который принимает моду.
Если говорить об основных тенденциях в сфере потребления жемчуга, можно отметить, что американцы, например, предпочитают чёрный с зелёным оттенком, они называют его «павлин». Европейцы выбирают более лёгкие цвета – серо-чёрные, коричневые, шоколадные жемчужины сейчас на пике популярности.
Если же мы говорим о рынке, который только формируется, где у большинства покупателей ещё нет ни одной нитки жемчуга, то лучше начать с классического белого. Когда же рынок им насытится, придётся искать другой, чтобы вновь заинтересовать покупателя.
Например, американки любят все большое, белое, чистое, но их не волнует, блестит это или нет. Европейки не возражают, если размер не такой большой, если жемчужины с точками и не такие круглые, но они должны блестеть. В Германии хорошо продаётся жемчуг «барокко», поскольку он необычен и выглядит вызывающе, кроме того, немцы ценят хороший цвет и блеск. Люди из Бельгии, Голландии и Люксембурга почти всегда покупают мелкий жемчуг, но он должен быть идеальным.

«ЖЕМЧУЖНЫЙ» БРЕНД - СОМНИТЕЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Так сложилось, что единственный бренд, который имеет вес в жемчужном бизнесе – это
«Микимото». Когда говорят о «Микимото», причем, как о натуральном жемчуге, всегда забывают добавить слово «культивированный». «Микимото» отбирает жемчуг только наилучшего качества и с другим жемчугом не работает. Большой минус этой компании в том, что точно такой же жемчуг с других месторождений можно купить в два-три раза дешевле. Дизайнерская работа всегда будет нуждаться в бренде, чтобы заслужить своё место на рынке. Если же говорить о неоправленном бриллианте, то никто никогда не вспомнит о таком понятии как бренд, значимы только цвет, чистота, вес, и абсолютно не важно, кто и когда его выкопал. С другой стороны, если мы говорим о дешевых, неинтересных, или не природных камнях, то здесь может спасти только хороший брендинг. Люди будут покупать такой товар, только если ему сопутствует хороший имидж.
Mikimoto Aria Necklace

Mikimoto Baroque Couture Necklace
Информация найдена на сайтах:
http://www.1pearl.ru/
http://www.gaura.ee/ru/
http://www.maysaku.ru/
http://www.goldural.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий